Специалисты ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» приняли участие в семинаре в г. Самара

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» при поддержке Института коррекционной педагогики Российской академии образования в рамках реализации проекта «Система доступного и непрерывного образования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» с 08 по 10 октября т.г. провели семинар «Организационная и финансовая модель оказания услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями раннего возраста, организациями и учреждениями разного ведомственного подчинения, независимо от организационно-правовой формы» в г. Самара.

Программа была направлена на специалистов заинтересованных региональных органов исполнительной власти (образования, социальной защиты, здравоохранения), руководителей государственных и негосударственных организаций, оказывающих услуги ранней помощи.

Всего в работе семинара участвовало около 50 специалистов из таких регионов, как Архангельская и Мурманская области, Краснодарский край, Самарская, Костромская, Тульская, Ивановская, Новосибирская и Вологодская области, Республика Крым, Ставропольский край, Республика Саха (Якутия) и другие. Специалисты представляли как государственные и муниципальные организации образования, социальной защиты населения и здравоохранения, так и негосударственный, некоммерческий сектор регионов, ориентированный на оказание услуг в области ранней комплексной помощи семье и ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущими экспертами в рамках семинара выступили:

  • Иванова Надежда Анатольевна, заместитель руководителя Департамента развития новых форм образования АСИ;
  • Голубев Сергей Викторович, к.социол.н., профессор РЭУ им. Г.В.Плеханова, генеральный директор Фонда социальных инвестиций;
  • Славгородская Маргарита Юрьевна, генеральный директор АНО «Агентство социальных инвестиций и инноваций»;
  • Разенкова Юлия Анатольевна, д.пед.н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО».

Из нашей республики приняли участие в семинаре специалисты ГБУ ДО РС(Я) «РЦ ПМСС» учитель-логопед отдела ранней диагностики и специальной помощи детям до 3-х лет и их родителям Антонова Алина Николаевна и дефектолог Спиридонова Зоя Дмитриевна.

Работа проходила в рамках трех больших смысловых блоков. Первый блок представлял комплекс вопросов, связанных с проектированием управленческой и финансовой модели ранней помощи на региональном уровне. Под руководством экспертов – С.В. Голубева и М.Ю. Славгородской – слушатели работали над проектами модели ранней помощи в своих регионах, обсуждали «дорожные карты» перехода к заявленной модели, презентовали проекты и «дорожные карты» в рамках групповой практической работы.

Второй смысловой блок был посвящен вопросам вовлечения негосударственного сектора в оказание услуг ранней помощи. Эксперты стратегической сессии – С.В. Голубев, М.Ю. Славгородская, Н.А. Иванова – обсуждали нормативно-правовые механизмы привлечения негосударственного сектора к оказанию услуг в области ранней помощи. Практическая работа слушателей была посвящена разработке «дорожной карты» вхождения негосударственных поставщиков на рынок социальных услуг, обсуждению и презентации спроектированных в рамках группового тренинга «дорожных карт».

В рамках третьего блока были представлены психолого-педагогические подходы к оказанию услуг ранней помощи (эксперт стратегической сессии – Ю.А. Разенкова). В процессе работы были рассмотрены следующие профессиональные проблемы: отечественная система ранней помощи – ценности, принципы, цель, функции, организационные формы, нормативно-правовая база, клиенты службы ранней помощи, команда специалистов, их отношения между собой и с семьей ребенка с ОВЗ, функционал специалистов; диагностический процесс в системе ранней помощи; основные этапы и содержание психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка с ОВЗ в системе ранней помощи; организация и содержание процесса сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ в системе ранней помощи; основные подходы к коррекции неблагополучия в развитии детей с ОВЗ первых лет жизни, сопровождению и консультированию семьи ребенка с ОВЗ, разработанные в Институте коррекционной педагогики.

Также своим опытом работы поделились специалисты из Вологодской области про «Ресурсный консультационный центр», Мурманской области про межведомственное взаимодействие в своем регионе и Самарской области про единую базу служб ранней помощи.

По итогам семинара, рекомендовано продолжить работу по расширению планов межведомственной модели взаимодействия в системе ранней помощи, разработке на ее основе регламентов взаимодействия ведомств и организаций, и запуска «региональной дорожной карты».