P80329-165644(1)

Итоги республиканского семинара-совещания «Актуальные тенденции развития комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время общество ставит перед образовательными организациями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно только при условии создания в образовательных организациях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для детей условиях.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать разработка  и апробация модели непрерывной системы инклюзивного образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям.

В целях развития системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования с 27 по 30 марта 2018 года в Якутске по инициативе Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) проводится республиканский семинар-совещание «Актуальные тенденции развития комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья». В работе семинара приняли участие ведущие специалисты Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург),  Санкт-Петербургского института раннего вмешательства,  Иркутского государственного университета, Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова.

Для участия в мероприятиях семинара-совещания из 17 муниципальных образований республики прибыли 240 специалистов – это специалисты органов управления образованием, муниципальных ППМС-центров, заместители директоров образовательных организаций, руководители социально-психологических служб, председатели и специалисты  территориальных психолого-медико-педагогических комиссий,  специалисты психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные психологи,  специалисты по раннему развитию детей, социальные партнеры, представители общественных организаций.

Рассматриваемые темы в ходе семинара-совещания вызвали неподдельный живой интерес участников, состоялся открытый диалог с множеством “неудобных”, но актуальных вопросов, профессионально рассматривались и решались проблемные ситуации, высказывались различные мнения по следующим направлениям деятельности в области сопровождения детей с ОВЗ:

- формирование  психического здоровья у детей и профилактика отклоняющегося развития детей с ограниченными возможностями здоровья   в современных социально-экономических условиях;

междисциплинарные проблемы охраны психического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья;

комплексное взаимодействие специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

подготовка специалистов по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе развернувшихся дискуссий отмечено многими специалистами, что состояние психического и социально-психологического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду показателей остается проблемным в республике:

  • недостаточна система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • недостаточно межведомственное взаимодействие в сфере охраны психического здоровья детей.

Наряду с этим, отмечены позитивные моменты, касающиеся современных форм оказания профессиональной высококвалифицированной действенной помощи детям  с ограниченными возможностями здоровья:

  • наличие ресурсных центров инклюзивного образования на базах специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций для реализации существующей системы профилактики и коррекции;
  • развитие системы ранней помощи детям до 3 лет и их родителям (законным представителям) в сфере образования республики;
  • актуальная востребованность комплексной системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках семинара работали 4 секции и проведены курсы повышения квалификации:

  1. «Особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями», 58 курсантов;
  2.  «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР», 74 курсанта;
  3.  «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР», 50 курсантов;
  4.  «Актуальные проблемы комплексного сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ», 58 курсантов.

Практико-ориентированный семинар по теме «Сенсорная интеграция  для детей раннего и дошкольного возраста» провела Самарина Анна Андреевнапсихолог, специалист по эрготерапии и сенсорной интеграции НОУ ДПО «Институт раннего вмешательства» г. Санкт-Петербург. В семинаре приняли участие 58 слушателей, это заведующие и педагоги дошкольных образовательных учреждений, специалисты центров психолого-медико-социального сопровождения, служб ранней помощи, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды из 12 районов республики и города Якутска.

Основные вопросы семинара:

  • Сенсорная интеграция в анатомии человека.
  • Особенности работы сенсорных систем, обеспечивающих процесс сенсорной интеграции.
  • Виды нарушений сенсорной интеграции.
  • Методы диагностики нарушений сенсорной интеграции. Документация терапевта сенсорной интеграции.
  • Организация среды и материалов для сенсорно-интегративных игр.
  • Подбор и планирование сенсорных игр для соответствующих нарушений сенсорной интеграции.

Тема семинара очень актуальна для работы с детьми с различными нарушениями в развитии. Участники познакомились с основами сенсорной интеграции, международной классификации функционирования, с современными подходами коррекционной работы с детьми. Специалисты отметили доступность изложения и интересную подачу материала. Некоторые педагоги в дальнейшем планируют пройти углубленный курс по изучению сенсорной интеграции.

Участники семинара-совещания посчитали необходимым обратиться в органы законодательной и исполнительной власти, к общественным и конфессиональным структурам, в компетенции которых, входят вопросы здоровья детства с предложениями по созданию в республике необходимых условий и поиска путей для развития системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

По итогам мероприятия участники приняли резолюцию, в которой решили необходимым обратиться в органы законодательной и исполнительной власти, к общественным и конфессиональным структурам, в пределах своей компетенции, способных взять на себя ответственность за решение  неотложных проблем в развитии системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Так на муниципальном уровне необходимо, не откладывая в долгий ящик, рассмотреть вопрос создания и действенной поддержки существующих муниципальных центров психолого-медико-социального сопровождения с учетом нормативных требований (один  центр на 7 000 детского населения),  Служб ранней помощи,  территориальных психолого-медико-педагогических комиссий с целью развития системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на местах.

Также принято решение об организации следующей встречи, но уже в форме научно-практической конференции с образовательным компонентом «Актуальные тенденции развития комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья», на которой запланировано представить мониторинг эффективности профилактических воздействий в решении проблем  комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Саха (Якутия).

От имени коллектива ГБУ ДО РС(Я) “Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения”, выступившего организатором мероприятий республиканского семинара-совещания, выражаю сердечную признательность и благодарность нашим лекторам:

  • Кудриной Светлане Владимировне, к.п.н., доценту кафедры олигофренопедагогики института дефектологического образования и реабилитации ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет  им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург;
  • Гостар Анне Алексеевне, к.псих.н., доценту, зам. декана по учебной работе ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск;
  • Серебренниковой Светлане Юрьевне, к.псих.н., доценту кафедры комплексной коррекции. ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск;
  • Самариной Анне Андреевне – психологу, специалисту по эрготерапии АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» г. Санкт-Петербург.