галереи

главная

контакты

деятельность

Родителям

Задайте свой вопрос специалисту

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

 

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка.

Общие методические рекомендации (советы логопеда):

— покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);

— систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

— занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

— не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

— не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений;

— соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

— не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

-вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

— постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

— учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

— совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

— согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;

— помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;

— верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

Варианты специфических советов логопеда:

— родителей, недооценивающих серьезность положения, следует убедить в важности логопедической работы, показав например, тетради с выраженной дисграфией; объяснить, что нарушения произношения могут явиться причиной неуспеваемости в школе по русскому языку и чтению;

— родителям с гиперрефлексией на дефект важно объяснить, что прогноз коррекции может быть весьма благоприятным, если ребенок почувствует себя спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть, поначалу, небольших успехов; ребенок переживает свой дефект и это сказывается на особенностях его личности и поведения;

— не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;

— не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;

— работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка. Для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.);

— подробно рассказывать, каким образом дефектное произношение может зависеть от аномалий в строении артикуляционного аппарата, какую роль может играть наследственность в формировании правильной речи;

— родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

Результаты совместной работы родителей и ребенка выражаются в наличии следующих умений:

— отличать правильное произношение от дефектного;

— осуществлять слуховой контроль за собственным произношением;

— оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

— узнавать и различать звуки.

У детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологическая база речи (достаточно развитые восприятие, ощущение, внимание, память, мышление и другие психические процессы), способствующая формированию готовности к успешному освоению учебной деятельностью в школе.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

КАК ПРОЙТИ ПМПК

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

 

«После дождя солнце печёт, после лжи - стыд жжёт».

 

«Почему дети врут?» - вопрос, который волнует многих родителей не только в современное время, но и в прошлом.

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте откроем «Толковый словаря русского языка С.И. Ожегова»: «ложь – это намеренное искажение истины, неправда». Тогда получается так, что ненамеренное искажение не является ложью?

 По определению психологов, «ложь — это понятие многогранное, включающее в себя множество нюансов, в зависимости от того, с какой точки зрения на нее смотреть и кто ее высказывает».

В нашей культуре принято, что говорить неправду – это плохо. Но вряд ли сегодня найдется человек, не лгавший хотя бы раз за свою жизнь.

Ложь «устами младенца» появляется примерно к 3 годам, а 4-6-летние дети достигают в этом, как говорится, совершенства. Ученые выяснили, что 4-летний ребенок врет примерно раз в два часа, а шестилетний – каждые 90 минут.

Как говорят психологи, до трех лет не существует различия между детьми, «у которых впоследствии развивается или не развивается качество лживости», оно появляется только в 4–5 лет. Сознательное использование лжи и умалчивания появляются, когда ребенок боится наказания за проступки и за испытываемые чувства.

И так, самая распространенная причина детского вранья – это страх родительского наказания или даже просто крика. В таком случае ложь выполняет функцию защиты – «самообороны», как один из главных способов самозащиты ребенка. Например, если ребенок понял, что из-за сломанной игрушки или невыполненного задания родители будут ругаться (лишит сладкого, поставит в угол, не пустит на улицу и т.д.), то в следующий раз в такой ситуации, чтобы избегать наказания, он соврет. А иногда просто не желая огорчать нас, чтобы сделать нам приятное.

Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребенка защищаться любыми способами?

Очень часто цель лжи – привлечь к себе внимание со стороны взрослых, когда ребенок чувствует  нехватку родительского внимания, тепла и заботы. Тогда ложь является способом получения хоть и отрицательного, но внимания. Или, например, родители уделяют внимание ребенку только тогда, когда он делает успехи в чем-либо (получает хорошие отметки, побеждает в соревнованиях и т.п.) – т.е. их любовь является условной. Тогда ребенок, который по своим природным способностям не может соответствовать завышенным требованиям мамы и папы и в тоже время хочет, чтобы его любили, вынужден врать и придумывать поводы для того, чтобы получить родительское внимание.

Если ребенок часто прибегает ко лжи, то возможно стоит пересмотреть Ваши взаимоотношения.

В некоторых случаях ребенок прибегает ко лжи, чтобы скрыть реальные факты, которых он стыдится или которые для него слишком болезненны (неблагополучие в семье: алкоголизм, частые конфликты и др.)  Часто это происходит из-за недостатка уверенности в себе. Он считает, что сможет заслужить внимание окружающих и повысить самооценку лишь притворившись другим, выдуманным героем.

Зачастую дети лгут потому, что их знания об окружающей действительности недостаточны, фрагментарны, и им приходится заполнять пробелы собственными выдумками.  Следует сказать, что развитие фантазии в дошкольном возрасте способствует  развитию творческого воображения в последующем.

Спровоцировать ложь может и наше бездействие. Если вовсе не обращать внимания на то, что ребенок обманывает, думая, что он это «перерастет», то такое поведение может стать привычным.

Совсем избежать лжи вряд ли получится. Например, всем родителям случается при ребенке попросить у домочадцев сказать, что нас «нет дома», чтобы избежать разговора с нежелательным собеседником, или сообщать о всевозможных «ЧП», когда опаздываем на работу. При таком поведении требовать от ребенка всегда говорить правду и только правду, получится так называемое «двойное послание», которое вызывает у ребенка внутреннюю растерянность и недоверие взрослым.

Первое, что необходимо сделать родителю солгавшего ребенка, — это разобраться в причинах лжи. Что-то предпринять в сложившейся ситуации можно только в тесном контакте с ребенком. Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи: обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые.

 

Антонина Андросова,  психолог  Службы практической психологии РЦ ПМСС МО РС (Я)